Советские архитекторы 1930-х годов – мастера конструктивизма и авангарда, авторы больших построек и грандиозных проектов. Но их подмосковные дачи – это частная архитектура и частная жизнь.
Основатель большой архитектурной династии и автор генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. В том же 1935-м Семенов начал строить дачу в поселке НИЛ (“Наука. Искусство. Литература”), который он организовал вместе с другими видными архитекторами на берегу Истры
Усадьбу с полукруглой верандой и колоннами, для которых купили корабельный лес, строили 30 лет. Семенов рисовал окна и витражи на больших листах бумаги, прикалывал кнопками к фасаду дома и прикидывал, хорошо ли получается. На токарном станке делались перила и балясины – сперва в маленьком масштабе, затем в натуральную величину.
Большая веранда у Ширвиндтов и Белоусовых общая.
Главной комнатой была каминная. Там в сумерках члены семеновской семьи слушали занимательные рассказы – например, о том, как в 1901 году Семенов отправился в Африку, чтобы участвовать в англо-бурской войне. 28 июля, в День святого Владимира, на террасе за большим дубовым столом собирались гости – их угощали варениками с вишней.
Прихожая в доме Ширвиндта.
В 1960-х годах внучка Семенова вышла замуж за Александра Ширвиндта. На даче стали появляться его друзья – Андрей Миронов, Марк Захаров, Михаил Козаков. Однажды Миронов и Ширвиндт катались по всему поселку на мопедах. Возмущенные шумом дачники повыскакивали из домов, но смягчились, увидев известных артистов.
Балкон второго этажа в “доме Ширвиндта”: в 60-х годах к даче сделали пристройку. Теперь на участке — два дома, объединенных общей стеной.
Сегодня в доме растут праправнуки Семенова. На участке, который некогда за ухоженность называли Парком культуры, по-прежнему стригут газоны и выращивают цветы. Собираются на террасе, а по вечерам сидят у камина. И все еще сожалеют, что веранду с колоннами так и не построили.
Автор знаменитого шлюза на Яузе, Большого Устьинского моста и блестящий театральный художник. За остроумие и энергию друзья называли его “Бокал с шампанским”. Свою дачу он начал строить в 1937 году в поселке НИЛ. Ему достался один из последних участков над рекой – с видом на монастырь в Новом Иерусалиме и двумя вязами – пейзаж в духе Камиля Коро.
Дача архитектора Георгия Гольца в поселке НИЛ (“Наука. Искусство. Литература”) на Истре. Поселок основали ведущие советские архитекторы 1930-х годов.4.Проекта дачи не сохранилось: есть только эскизы и зарисовки процесса строительства. Летом 1938 года Гольц, его жена Галина и дочка Ника переехали на первый этаж еще не достроенной дачи.
Южная терраса — Гольцы назвали ее “балконом”. Когда-то здесь устраивали домашние спектакли.5.Гольц построил дом из дерева – он очень любил этот материал. Сруб купили в соседней деревне. Шесть столбов фундамента и печки сделали из кирпича. Под террасы подставили дубовые столбы. Доски напилили из стоявших на участке елей, крышу покрыли дранкой.
На даче Гольц много рисовал, сажал цветы. Бегал к соседям за рассадой, а в благодарность давал советы по строительству. Одевался он в рабочий комбинезон с карманами и застежками, сшитый по собственной выкройке. С Гольцами на даче жила сестра Галины с детьми. Все вместе обедали на южном балконе, вечера проводили в каминной – сочиняли по очереди истории и играли в буриме.
В 1942 году, когда Гольцы были в эвакуации, НИЛ заняли немцы. В дачу попал снаряд, и в стенах долго еще торчали осколки. Три года дом стоял разрушенный. Гольц хотел реконструировать дачу, но в начале 1946 года его не стало, и семья ограничилась ремонтом. Сегодня на даче живет дочь архитектора, художница Ника Гольц.
На вторую террасу можно пройти сквозь кухню. Здесь хорошее освещение для занятий живописью.
Архитектор не самый известный, строил в основном московские больницы. Он родился в 1885 году и учился в училище живописи, ваяния и зодчества в классе Валентина Серова. Знал Маяковского, но не одобрял его и считал безобразником. Живописи предпочел архитектуру – она давала более надежный заработок.
Дача Григория Сенатова стоит на крутом склоне, который архитектор когда-то превратил в парк — с террасами, газонами и множеством плодовых деревьев.
В 1938 году Сенатов вступил в кооператив “Советский архитектор”. Выбрал на станции “Луговая” крутой участок и превратил его в парк с террасами, газонами, цветами и фруктовыми деревьями. Дом – перекрытый куполом куб с четырьмя пристройками – собирали из частей предназначенной на слом соседней постройки. Фундамент сделали из дубовых бревен.
Под куполом была мастерская Сенатова. Его семья поселилась внизу и жаловалась, что для жизни дом получился неудобным. Одна большая комната с трудом протапливалась печкой. Пришлось нарушить симметрию и сделать пристройку – но это было уже после войны.
На дачу переезжали в апреле, с вещами и домработницей. Обязательно варили варенье: 80 килограммов, чтобы хватило на весь год. В сад выносили плиту, чистили медный таз. В Москву возвращались в ноябре неохотно и мечтали дачу утеплить, чтобы можно было жить и зимой. Сегодня на даче Сенатова варенье не варят, ушли в прошлое бурные застолья. Но дом остается прежним. Ему в этом году – 76 лет.
Один из трех легендарных братьев-архитекторов, лидер и идеолог советского авангарда, автор ДнепроГЭСа. В противовес официальным шедеврам из стекла и бетона у себя на даче построил в 1935 году традиционный сруб с остекленной верандой. Находится дача в поселке НИЛ, который создали по инициативе Веснина (он был первым председателем дачного кооператива).
На даче стояла мебель XVIII–XIX веков, висели картины. Садом Веснин не увлекался – только старался укрепить крутой склон подпорными стенками.
Фрагмент бокового фасада дачи. В отличие от “больших” построек Виктора Веснина (вроде плотины ДнепроГЭСа), она сделана из обыкновенного бруса. Но и здесь появились характерные для веснинской архитектуры детали — например, круглые окна-иллюминаторы.
Веснин ходил в бархатной блузе, с буйной шевелюрой и бородой, раскладывал на столе в саду белые грибы и рисовал натюрморты. На даче устраивались концерты и поэтические вечера – жена Веснина Наталья хорошо пела. Соседом Весниных был Владимир Семенов – их участки разделены оврагом.
Интерьер полукруглой веранды.
Когда-то на даче Весниных стояла антикварная мебель, висела отличная живопись. Теперь здесь живут наследники архитектора Михаила Врангеля, с которым Виктор Веснин учился в Императорском инженерном институте. У них обстановка гораздо скромнее.
В 1950 году Виктора Веснина не стало, и его жена продала дачу семье Михаила Врангеля – сокурсника Веснина по институту гражданских инженеров и главного архитектора Севастополя. Но сам старый дом даже теперь зовется “дачей Веснина”.
Интерьер одной из комнат на втором этаже.
Любимый ученик великого Жолтовского и один из самых ярких архитекторов 1930-х. В 1942 году, в возрасте 42 лет, он погиб на фронте. Дача на Истре в НИЛе – одна из немногих сохранившихся построек Владимирова.
Хотя стройка началась в 1935 году, закончить ее до ухода на фронт Владимиров не успел. Его вдова Тамара достроила дачу по проекту мужа уже после войны. Владимиров очень любил цветы, и весь участок до сих пор засажен розами и флоксами. Их выращивают дочь и внучка архитектора.
Он спроектировал ее в 1935 году вместе с женой Тамарой. Начал строить, но получил заказ на проект огромного курортного комплекса у подножия Эльбруса и отвлекся от дачи, которая так и осталась недостроенной.
Чайный стол с самоварами на террасе.
Владимиров был заводилой в шумной компании архитекторов и киношников – завсегдатаев джазовых концертов, танцев в “Метрополе” и теннисных кортов в Гаграх. Но при каждом удобном случае он сбегал на дачу. Был он там и накануне ухода на фронт – и с первым поездом отправился на призывной пункт.
Дача с самого начала задумывалась как очень скромная — в противовес бурной городской жизни, которую вел архитектор. Ездили сюда из Москвы на поезде, который ходил только четыре раза в день. От станции добирались пешком. С тех пор мало что изменилось: поселок НИЛ — место по-прежнему скромное и тихое, почти не затронутое “новорусским” строительством.
После войны Тамара Владимирова достроила дачу, полностью реализовав проект, который муж не успел завершить.
Источник
Вспомним, как в СССР дачи строили?
Среди моих подписчиков есть как те, кто хорошо помнит советские времена, так и молодёжь, которая знает про советский союз только по рассказам родителей и бабушек. В этой статье предлагаю вспомнить, как в СССР строили дачи?
Надеюсь, вам понравится мой «дайджет», и в конце статьи вы оставите свой комментарий.
Из чего строили?
Сегодня у молодёжи нет проблемы со стройматериалами — хочешь тебе газо/пеноблоки, хочешь — кирпич или дерево. Нужно покрыть крышу — вот тебе — профлист, металлочерепица, гибкая кровля и т.д. Только успевай зарабатывай.
В советское же время выбора не было: купить стройматериал было сложно, его «доставали». Только я знаю 5-6 человек, которые достали брус 10*10 см и немного досок, а обшивали этот каркас дощечками от деревянных ящиков. Такие дома до сих пор можно встретить в садоводствах.
На сколько «квадратов» строили?
А это моя любимая тема — коммунисты запрещали гражданам строить дачные дома больше 12 квадратных метров (в 1980-е разрешили целых 16 «квадратов»).
Подразумевалось, что советский человек должен жить в квартире, а такие » буржуазные ценности «, как собственный дом должны быть ему чужды.
Поэтому семьи ютились в хрущёвках по 30-33 кв.м. и не могли жить в комфорте хотя бы летом. Дач для зимнего отдыха не было в принципе.
Советский человек должен был мыться в общественной бане — чтоб на виду у всех, под присмотром. Да и опять же, чтобы бани не простаивали без работы. Свои бани в дачных массивах держать было нельзя.
А как быть человеку, который только переехал из села в город и привык мыться в русской бане?
Поэтому дачники прятали бани — маскировали под сараи, строили в укромных местах — оврагах, за высокими заборами.
Продолжение следует (если подкинете идей в комментариях 😉 Пишите свои воспоминания!
Источник
Дачные дома стиль 50 годов
ГЕОРГИЙ ГОЛЬЦ
Автор знаменитого шлюза на Яузе, Большого Устьинского моста и блестящий театральный художник. За остроумие и энергию друзья называли его “Бокал с шампанским”. Свою дачу он начал строить в 1937 году в поселке НИЛ. Ему достался один из последних участков над рекой – с видом на монастырь в Новом Иерусалиме и двумя вязами – пейзаж в духе Камиля Коро.
Проекта дачи не сохранилось: есть только эскизы и зарисовки процесса строительства. Летом 1938 года Гольц, его жена Галина и дочка Ника переехали на первый этаж еще не достроенной дачи.
Гольц построил дом из дерева – он очень любил этот материал. Сруб купили в соседней деревне. Шесть столбов фундамента и печки сделали из кирпича. Под террасы подставили дубовые столбы. Доски напилили из стоявших на участке елей, крышу покрыли дранкой.
На даче Гольц много рисовал, сажал цветы. Бегал к соседям за рассадой, а в благодарность давал советы по строительству. Одевался он в рабочий комбинезон с карманами и застежками, сшитый по собственной выкройке. С Гольцами на даче жила сестра Галины с детьми. Все вместе обедали на южном балконе, вечера проводили в каминной – сочиняли по очереди истории и играли в буриме.
В 1942 году, когда Гольцы были в эвакуации, НИЛ заняли немцы. В дачу попал снаряд, и в стенах долго еще торчали осколки. Три года дом стоял разрушенный. Гольц хотел реконструировать дачу, но в начале 1946 года его не стало, и семья ограничилась ремонтом. В новом веке на даче жила дочь архитектора, художница Ника Гольц.
ГРИГОРИЙ СЕНАТОВ
Архитектор не самый известный, строил в основном московские больницы. Он родился в 1885 году и учился в училище живописи, ваяния и зодчества в классе Валентина Серова. Знал Маяковского, но не одобрял его и считал безобразником. Живописи предпочел архитектуру – она давала более надежный заработок.
В 1938 году Сенатов вступил в кооператив “Советский архитектор”. Выбрал на станции “Луговая” крутой участок и превратил его в парк с террасами, газонами, цветами и фруктовыми деревьями. Дом – перекрытый куполом куб с четырьмя пристройками – собирали из частей предназначенной на слом соседней постройки. Фундамент сделали из дубовых бревен.
Под куполом была мастерская Сенатова. Его семья поселилась внизу и жаловалась, что для жизни дом получился неудобным. Одна большая комната с трудом протапливалась печкой. Пришлось нарушить симметрию и сделать пристройку – но это было уже после войны.
На дачу переезжали в апреле, с вещами и домработницей. Обязательно варили варенье: 80 килограммов, чтобы хватило на весь год. В сад выносили плиту, чистили медный таз. В Москву возвращались в ноябре неохотно и мечтали дачу утеплить, чтобы можно было жить и зимой. Сегодня на даче Сенатова варенье не варят, ушли в прошлое бурные застолья. Но дом остается прежним. Ему в этом году – 76 лет.
Источник
10 лучших примеров реконструкции старых домов: «До» и «После»
Строители часто говорят, что проще снести старый и отслуживший своё дом, а на его месте построить новый, чем заниматься переделкой ветхого строения. Но, всегда ли верно это утверждение? Мы покажем вам реальные примеры удачной реконструкции домов, которые расставят все точки над «i» в вопросе: «сносить или восстанавливать старый деревенский сруб или кирпичный дом — привет из 90-х».
Реконструкция дома за границей: принципы и особенности.
Как переделать недостроенный кирпичный дом в стильный коттедж: опыт в РФ.
Деревянный дом-сарай с русским колоритом.
Переделка дачи в дом под постоянное место жительства.
Заграничные примеры реконструкции старых домов
Я создал тему на портале, где предложил пользователям продемонстрировать понравившиеся им варианты реконструкций домов, как западных, так и российских. Принцип такой: показываем фото «До» и «После». Делимся опытом, комментируем. Рассказываем о месте проведения реконструкции, сроках и особенностях проектов. Начну, пожалуй.
Старый дом переделанный в современный коттедж около Нью-Йорка.
Кровлю обновили, уложив гибкую черепицу с новым рисунком.
Интерьер дома на мансардном этаже.
А это пример от fedot84. Старый хлев в швейцарских Альпах переделали в уютный домик отдыха для туристов.
Старый сруб аккуратно разобрали, отсортировав каждое бревно.
Залили на склоне цокольный этаж.
На бетонном «постаменте» заново собрали старый-новый сруб.
Интерьер домика с потрясающим видом из панорамных окон.
После реконструкции дом органично вписался в природный пейзаж.
На фото ниже ещё один пример из Швейцарии — реконструкция каменного дома 19 века в стильный коттедж, сделанная в 2005 году.
Фишка проекта — в доме надстроили стены мансарды по монолитной технологии.
Поставили новые окна и сделали красивую кровлю без карнизного свеса.
Коттедж одновременно смотрится и аутентично и современно.
Только царство бетона и камня.
Бетонный полированный пол.
И ещё один стильный проект из Швейцарии — домик на склоне.
Дом собран из б/у материалов, оставшихся от старых построек.
А вот интерьер — деревянный новодел.
И снова заграничный пример – старый свинарник 1762 года постройки, превращённый в рабочий кабинет архитектора.
Создатели проекта думали нестандартно — сделав дом в доме.
Из-за ветхости стен свинарник не стали ремонтировать, а просто вложили в него по принципу матрёшки «коробку», собранную из фанеры.
Постройки — новая и старая, развязаны друг от другом и не соприкасаются даже кровлей.
У каменного и фанерного дома независимые фундаменты.
Вечером, когда дом подсвечен изнутри, контраст брутального старого объема и минималистичного нового наполнения кажется по-особенному привлекательным.
Все примеры выше наглядно демонстрируют западный подход к реконструкции — к старым домам относятся бережно. Стараются не сносить, казалось бы, отжившее своё ветхие дома и строить на их месте новострой, а сохраняют историю, органично соединяя старые и современные материалы.
Но за всё надо платить. Зачастую реконструкция очень дорогое удовольствие, и не всем по карману. Есть ещё одно «но» — отечественная специфика.
За границей, вопреки сложившемуся у нас мнению, чаще всего реконструируют не фамильные замки, а старые дома или хозяйственные постройки — амбары, конюшни и т.д. Почему этого не делают в нашей стране? Скажите, а вы часто у нас видели частный сарай или хлев, возведённые из натурального камня? Для реконструкции нужна надежная основа. Которая сама по себе стоит того, чтобы заморачиваться с перестройкой и улучшением.
Например, если в реконструкции старого, но хорошо сохранившегося деревянного дома в живописном месте толк ещё есть, то целесообразность переделки развалившейся деревянной избушки с потолками высотой менее 2 м, стоящей на утонувшем в землю фундаменте, под большим вопросом.
Переделка кирпичных домов «привет из 90-х!» в стильные коттеджи
У пользователей портала накоплен большой и удачный опыт реконструкции старых домов и недостроя. В отличие от западных строителей, соотечественникам приходится учитывать местные реалии и проявлять смекалку.
Мой приятель купил недостроенный дом. Решили его реконструировать. Переделать планировку. Облагородить фасад. И всё это так, чтобы не разориться.
Получилось красиво и стильно.
А это переделка классического недостроя из 90-х годов.
Получился современный и красивый дом.
Ещё один стандартный дом из 90-х, как тогда было принято — обязательно из красного кирпича.
Такой дизайн и отделочные решения сегодня, конечно, устарели.
Дому подарили вторую молодость, переделав его в красивый и модный коттедж в английском стиле.
И ещё один проект реконструкции.
И вот, что в итоге получилось.
Фасад дома утеплили и отделали декоративной плиткой под фактурный кирпич.
Грамотная реконструкция базируется на экономическом расчёте. Если фундамент крепкий, а стены не трескаются, то почему бы не надстроить к «коробке» второй этаж. Возвести мансарду или пристройку. Вариантов масса. Главное всё как следует рассчитать и понять, что выгоднее и экономичнее — сносить дом или переделывать.
Barn house (дом-сарай) по-русски, или как переделать старую избу в красивый коттедж
Некоторые отечественные застройщики считают, что популярные за границей дома-сараи нам совершенно не подходят. И архитектура у них какая-то странная. И в родной пейзаж они не вписываются. И вообще — это чуждый нам классовый элемент. А если за дело берутся профессиональные архитекторы? И не слепо копируют западный проект, а вдумчиво реконструируют старый деревенский сруб — настоящее семейное гнездо из прошлого века, отталкиваясь от национального колорита и лишь слега его осовременив.
Честно говоря, меня разрывают противоречия. Получился самый настоящий дом-сарай по-русски, хотя проект мне нравился больше. Но такой дом, точно никого не оставит равнодушным.
Сруб находится в тверской области и главным условием заказчика было реконструировать старую избу, так, чтобы не уничтожить её самобытность, но в тоже время увеличить площадь для проживания большой семьи.
Геометрия продолговатого участка подсказала архитекторам путь реконструкции.
Обратите внимание, что на фронтальной части, если смотреть со входа на участок, сруб сохранил традиционный деревенский фасад с небольшими окнами.
Задняя приватная часть выглядит более современно, и застеклена окнами в пол, а «небрежно» оборванные выпуски бревен придают всему объему сруба дополнительную динамику.
Боковые фасады прорезаны множеством окошек, создающих «спонтанную» композицию на фасаде и интересную игру света в интерьере.
Переделка дачи в дом под ПМЖ
Не всегда реконструируют старые дома. Иногда люди берутся за переделку добротного строения, которое нужно дотянуть до уровня ПМЖ.
Жила была добротно построенная дача. Единственное чего ей не хватало — нормального утепления для круглогодичного проживания. Поэтому владелец взялся за реконструкцию и вот, что в итоге у него получилось.
Реконструкцию разбили на ряд этапов:
Сделали перепланировку: увеличили кухню, добавили второй санузел и сделали из трех маленьких спален две комфортные.
Пристроили гостиную, крыльцо и добавили эркер, что позволило разместить в нем столовую.
С южной стороны пристроили террасу и пробили дверной проем, ведущий в сад.
Пристройка к дому сделана по каркасной технологии.
Дом хорошо утеплили и обшили досками из лиственницы.
Гостиная — открытое многофункциональное пространство с печью-буржуйкой и большой площадью остекления, создаёт атмосферу домашнего уюта.