Меню

Душа цветет как летний сад

Анна Ахматова — Летний сад: Стих

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Анализ стихотворения «Летний сад» Ахматовой

Произведение «Летний сад» было создано А. Ахматовой в поздний период творчества (1959 г). Оно проникнуто печальными размышлениями поэтессы о давно ушедшей молодости, которая уже никогда не вернется.

Лирическая героиня мечтает вернуться в прошлое, когда ее чувства и ощущения были еще наполнены молодостью и свежестью. Она вспоминает о «единственном саде», в котором она проводила самые лучшие дни. Расположенные в том саду статуи бережно хранят воспоминания о юной поэтессе. Она хотела бы вновь услышать воображаемый «мачт корабельных… скрип», увидеть плывущего лебедя.

Молодость лирической героини была самым счастливым временем в ее жизни. Возврат в прошлое позволил бы сбросить с себя невероятно тяжелый груз прожитых лет, забыть обо всех радостях и огорчениях взрослой жизни. Поэтесса использует очень яркий образ для описания этого долгого времени: мертвый сон «сотен тысяч шагов врагов и друзей».

В произведении четко прослеживается двойственность образов: «статуи помнят» — «я их… помню»; «царственные липы» — «мачты корабельные»; «лебедь» — отраженный в воде «двойник»; «врагов и друзей». Это противопоставление подчеркивает различие между прошлым и настоящим, старым Петербургом и современным Ленинградом.

Летний сад ассоциируется у Ахматовой с райским Эдемом. Это таинственное место, где творческий человек может почувствовать настоящую свободу. Сад уже не принадлежит этому миру, поэтому найти его можно только в прошлом. Лирическая героиня совершает мысленную прогулку по своему саду. Мимо нее проходит бесконечная вереница теней. Временные границы стираются, но пространственные остаются: «от вазы гранитной до двери дворца». В таинственном саду царит волшебная атмосфера: «шепчутся белые ночи», «все перламутром и яшмой горит».

В целом произведение «Летний сад» содержит два смысловых уровня. На первом Ахматова предается воспоминаниям о своей духовной родине. На протяжении всей жизни поэтесса не скрывала своего восхищения перед строгой красотой старинного Санкт-Петербурга. На втором уровне воспоминания переходят в другое измерение. Реальный Летний сад превращается в таинственный Эдем. Еще в юности Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них надежно хранил память о поэтессе. В последние годы жизни она мечтала вернуться в этот самой дорогой ее сердцу город.

Источник

Анна Ахматова. Летний сад

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Стихотворение Анны Ахматовой «Летний сад» относится к позднему творчеству поэтессы; оно написано ею в возрасте 70 лет, в июле 1959 года.
В произведениях А. Ахматовой отражены идеи такого течения русской поэзии, как акмеизм .

Акмеисты выступали за отказ от символизма в поэзии, стремились к предметности и четкости слова, отточенности деталей, ориентировались на окружающее пространство – архитектуру, живопись, скульптуру. Считается, что акмеизм характерен для раннего творчества Ахматовой, однако и в стихотворении «Летний сад» прослеживаются черты данного направления. В отличие от наполненной символами любовной лирики, «Летний сад» создан из реальных и действительно существующих образов. Само название переносит читателя в центр Петербурга, в сад, наполненный скульптурами итальянских мастеров, с оградой, ставшей одним из символов города.

Читайте также:  Внутренняя отделка дачного дома мансарды

В стихотворении нашло отражение событие 1924 года – наводнение, разрушившее часть сада:
«Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой».
Так как А. Ахматова провела большую часть жизни в Петербурге, реалии этого города не смогли не отразиться в ее творчестве (корабельные мачты, дворцы, Нева).
Анализ семантического пространства текста.

Ключевые слова

В стихотворении присутствуют ключевые слова , относящиеся к таким семантическим полям, как «сад» ( розы, ограда, липы, статуи, вазы ); воспоминание (помнят молодой, как прежде, сквозь века, мерещится ); Петербург ( белые ночи, невская вода, дворец ). Репрезентантами основных концептов текста можно считать слова, относящиеся к описанию сада и к воспоминаниям. Предположительно, базовым концептом стихотворения является концепт «Воспоминание» , представленный как ключевыми словами, так и различными стилистическими приемами. Выявлено олицетворение « статуи помнят меня молодой », «з амертво спят сотни тысяч шагов » (воспоминание о прогулках), «шепчутся белые ночи мои»; эпитеты « в душистой тиши между царственных лип ». Сравнение и связь настоящего с прошлым « лебедь, как прежде, плывет сквозь века »; лексический повтор « врагов и друзей, друзей и врагов ». Использование указательных местоимений тот, там отстраняет автора от событий, перемещает в прошлое.

Вторым по значимости концептом является концепт «Сад» . Летний сад, где летний не только название, но и указание на время года. Сад описан как цветущий ( розы, «в душистой тиши между царственных лип», «все перламутром и яшмой горит») . Сравнение цветущего, «живого» сада с молодостью («статуи помнят меня молодой») позволяет говорить о том, что для А. Ахматовой воспоминания о былом приятны. Прошлое осталось для нее наполненным жизнью и светом. Объединяя основные концепты данного стихотворения, можно вывести один базовый, основной – концепт ностальгии . Ностальгия здесь представлена как приятное воспоминание о былом, о молодости, о «цветущем», лучшем периоде ( единственный, лучшая, любуясь, царственных). Учитывая год написания стихотворения, можно говорить об уместности именно этого концепта. Репрезентация концепта осуществлена через описание конкретного места, через перечисление и описание объектов, находящихся в данном месте.

Литературно-художественное время и пространство

Для данного стихотворения характерна монотемпоральная структура (глаголы и глагольные формы используются в настоящем времени – хочу, стоит, любуясь, спят ). Глаголы и глагольные формы в настоящем времени свидетельствуют о цикличности и обобщенности – в тексте не наблюдается как развития событий от прошлого к настоящему или наоборот, так и передачи фрагментов или мгновений. Все это позволяет говорить о ц икличном типе времени.

Литературно-художественное пространство в тексте не однозначно. С одной стороны, оно психологическое (речь идет о воспоминаниях – автор не присутствует в описанном месте, а представляет его мысленно). С другой – точечное, т.к. воспоминания ограничены одним конкретным местом, выраженным названием парка «Летний сад». Следовательно, пространство открытое и имеет полилокативную структуру.

Языковые средства, репрезентующие пространство:

  • психологическое пространство выражено глаголами с семантикой ментальной деятельности ( помню, мерещится ) и волеизъявительным хочу;
  • точечное пространство описано с помощью конкретно-предметных существительных, например: растения ( розы, липы ), архитектурно-ландшафтная среда ( ограда, статуи, сад, двери дворца, гранитная ваза, корабельные мачты).

Точка зрения воплощения текстового пространства – внутренняя (повествование ведется от первого лица и раскрывает субъективное авторское восприятие действительности).

Эмотивное пространство текста раскрывается через фразовые эмотивные смыслы описательного характера, для которых характерны уточнения и одноразовый характер.

Доминирующая эмоция в тексте – восхищение . Автор в воспоминаниях восхищается красотой сада, используя для этого оценочные высказывания ( единственный сад; лучшая; любуясь как прежде; перламутром и яшмой горит ).

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Летний сад» показал, что используемые в нем языковые средства нацелены на раскрытие основной мысли автора, выраженной концептом ностальгии.

Сравнивая образ цветущего летнего сада, богато и искусно украшенного, со своей молодостью, автор указывает на то, что прошлое живо, что оно яркое и радостное, и что спустя годы оно вызовет чувство приятной ностальгии.

Источник

Летний сад Ахматовой

«Своим» старейший парк города стал не только для А.С. Пушкина. «Я в нём дома» — мог про Летний сад сказать и другой гений русской поэзии. Анна Ахматова.

Читайте также:  Схема электрического отопления дачного дома

Здесь она будет гулять гимназисткой, неподалёку отсюда (на Милионной, 5, а после на набережной Фонтанки, 2) будет жить в двадцатые годы. В Летний сад мысленно будет возвращаться и немолодая Анна Андреевна, посвятив в 1959 петербургскому (на тот момент уже ленинградскому) Эдему стихотворение.

«Летний сад»
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

По словам Д.С. Лихачёва, тема райского сада прошла сквозь творчество Анны Андреевны красной нитью. Мысли Ахматовой на фоне всех выворотов русской истории (бьющих сразу и по судьбе поэтессы) нередко устремлялись в цветущие кущи. Это не удивительно. Сад – прежде всего модель Эдема. А потом уже место для пикников, романтических рандеву и прогулок с собакой. Городской парк или сад – миниатюрный рай для горожан, в котором можно на время скрыться от тяжести обыденной жизни. Островок зелени между Фонтанкой и Лебяжьей канавкой стал и для Анны Андреевны таким раем.

Источник

Стихотворение, за которое Маяковскому можно дать нобелевскую премию мира

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии — это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь — подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» , за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. А ведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.

Маяковский вдохновил множество хороших людей — именно поэтому его помнят и любят до сих пор.

Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Читайте также:  Оформление дачных домов цветами

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Источник

Моя душа цветущий сад.

Моя душа – цветущий сад весенний,
Когда с тобою трепетно общаюсь
Иль в синеве твоих глаз отражаюсь
Средь кратких, но бесценнейших мгновений.

Я раньше жил, не понимая даже,
Как сердца твоего мне не хватало,
Как мне Любви твоей недоставало,
Плывя без паруса на скучной барже.

Печаль ушла. Ушла пора забвенья –
И все вокруг чудесно изменилось.
Лишь потому, что ты ко мне явилась,
В лучах моей Любви и восхищенья.

Великое, порой, сокрыто в малом…
Далекое так близко иногда,
Что удивляешься всему тогда,
Когда конец окажется началом.

Когда спадают мраки и затменья
И новый день как будто настает —
Любимая по волнам строф плывет,
Как лебедь белый с даром Вдохновенья.

Ее меж миллионов узнавая,
Целую прямо в сердце горячо…
И рядом с ней всегда мое плечо,
Ведь я души в ней, милой мне, не чаю.

Моя отрада! Я к тебе питаю
Такие чувства, что готов сказать,
Что с ними можно до небес достать,
Все выше, выше каждый миг взлетая…

Мечта моя! Я всем так благодарен,
Что каждый вел к тебе меня – мой бог! –
Иначе б я найти тебя не смог,
Как ни был бы талантлив, гениален.

Звезда моя! Ты лучше всех на свете!
Ты – гимн Любви, начало всех начал,
Ты – песнь моя, исконный мой причал,
Жар-птицы сполох яркий на рассвете.

Отмеряно мне сколько – я не знаю…
Что суждено – то искренне приму;
Но верю сердцу – сердцу своему,
Таящимся в нем чувствам доверяю.

Не укротит их сила неземная,
Не уничтожит ревностный порыв,
Вдруг даже если сделает надрыв –
Ты в них останешься навек, родная…

Ведь каждый день по-новому прекрасен
С тобою… Как в проталине вода
Он свеж… И стороной беда
Идет, дивясь, что труд наш не напрасен.

Люблю тебя! Признанье, верь мне, это
На тыщи лет останется звучать,
Пусть время и придет мне замолчать…
Но эхо этих чувств ты встретишь где-то.

Так свет звезды погасшей нежно-нежно
Еще нам долго освещает путь…
Нет, любящих сердец не обмануть,
Не затоптать в них радости безбрежной.

Не заблуждайтесь, что все объяснимо,
Что в клетку разума все можно посадить…
Все может статься и все может быть,
Когда есть рядом человек любимый.

Моя душа – цветущий сад весенний,
Когда с тобою трепетно общаюсь
Иль в синеве твоих глаз отражаюсь
Средь кратких, но бесценнейших мгновений…

Источник

Adblock
detector